Главная / Аналитика / Статьи о полимерах / «Несдувайка»: на смену каучуко...
подписка
Свежие новости Свежие статьи Новые объявления
Получать HTML?

«Несдувайка»: на смену каучуковым покрышкам могут прийти колеса из полиуретана

НесдувайкаНа смену привычным каучуковым покрышкам уже через несколько лет могут прийти колеса из полиуретана. Они не требуют подкачки и не боятся ни проколов, ни полиции. Причем новые технологии сейчас возникают в гражданском секторе, а опробуются на военных заказах

Мир изменился: ключевые промышленные инновации теперь появляются не в ВПК, а в гражданском секторе. По крайней мере на рынке шин дела обстоят именно так. Частные производители ежегодно изобретают новые присадки к каучуку, колдуют над формой шипов и ламелей, снижают шумность, увеличивают сцепление с дорогой (подробнее см. справку). Но все это пока не тянет на технологическую революцию: за полвека, прошедшие с тех пор, как на смену камере с воздухом пришла бескамерная резина, шины не перестали сдуваться, взрываться и нуждаются в регулярной подкачке.

С момента изобретения пневматических шин главной проб­лемой остается необходимость поддер­живать заданное давление. В этой области технический прогресс как будто остановился.

Попытки сделать шину «несдувающейся» предпринимались неоднократно. Появилась целая серия покрышек run flat. На самом деле это не единая технология, а три разных варианта решения одной и той же задачи. Первый предполагает усиление боковин шины, что позволяет им принимать на себя вес авто в случае падения давления. Второй вид шин run flat снабжен специальным составом на внутренней поверхности, который герметизирует колесо в случае небольшого прокола.

Оба эти решения, мягко говоря, неидеальны: вес и стоимость покрышки увели­чиваются, ухудшаются ее потребительские свойства, а главное — такие шины не спа­сают в случае большого прокола или пореза боковины. Третий вариант — добавление полимерной мини-докатки, которая крепится на диск под обычную шину. Но и здесь есть свои сложности: во-первых, двухслойное колесо становится очень дорогим, а во-вторых, его невозможно монтировать без специального, исключительно редкого оборудования.

«Шинной революцией» могут стать колеса из полиуретана. Из него делают колеса для роликов и скейтбордов. По словам директора по науке отечественного НИИ шинной промышленности Игоря Веселова, в специализированной лаборатории института уже созданы образцы полиуретановых пневмопокрышек.

— Тесты показали, что на скорости до 250 км/ч полиуретановая покрышка лучше сохраняет целостность протектора и меньше нагрева­ется, да и весят такие шины на 20–50% меньше обычных, — говорит он.

В НИИ имеется вся документация для начала массового производства, не хватает только инвестора или заинтересованного производителя: сам НИИ ввиду своего научного статуса заниматься производством не имеет права.
Западные производители пошли еще дальше. Идея, которую одновременно разрабатывают ученые в разных концах планеты, — полое колесо со спицами из полиуретана, вокруг которых «обернут» привычный протектор. В частности, французская компания Genie Civil Services в этом году выпустила на рынок пенонаполненные шины, предназначенные для погрузчиков и экскаваторов: для таких машин главное — надежность.

Давление воздуха в общепринятом смысле в такой покрышке отсутствует: она наполнена полимерными сотами из специальной пены. Преимущества понятны: даже при работе в экстремальных условиях и под большой нагрузкой не случается проколов, повышается устойчивость, да и изнаши­вается полиуретан меньше, чем резина.

Одновременно благодаря ячеистой струк­туре обеспечиваются более комфортные условия работы водителя, чем при использовании стандартной «обуви» электрокаров — цельного колеса. Ну и, наконец, такие колеса легче, дешевле в производстве и экологичнее: в отличие от резиновых шин, при изготовлении которых исполь­зуется масса токсичных масел-присадок, поли­уретан безвреден, недаром из него делают детские соски.

Некоторые компании пытаются создать аналогичное колесо и для пассажирских авто. Однако, будучи более надежными, устойчивыми и долговечными, «безвоздушные» колеса оказываются гораздо более шумными, они вибрируют и сильно нагреваются в ходе длительной поездки.

Пока наибольших успехов в разработке добилась французская компания Michelin, которая представила проект полиуретановых колес Tweel, в которых роль амортизирующего элемента выполняет не воздух, а эластичные полиуретановые спицы, связывающие протектор и диск. Колеса Tweel вначале были испытаны на скутере Segway и на инвалидной коляске iBOT; а затем и на автомобиле Audi A4: до 80 км/ч все замечательно, а после — невыносимо и небез­опасно. Michelin продолжает искать легковой вариант, но пока добилась лишь «вездеходного» признания: NASA оборудовало не­обычными покрышками все 12 колес своего Lunar Rover, прототипа лунохода будущего.

Конкурент французов, американская Resilient Technologies, тем временем разрабатывает свой вариант — непневматическую шину (NPT). Ею уже заинтересовался Пентагон, и, по заявлению компании, вполне вероятно, что в 2011–2012 году NPT начнут ставить на военные внедорожники Humvee. Сейчас они могут ехать на приспущенных шинах, но совсем без воздуха — нет. В случае множественных прострелов или попадания в колесо осколка снаряда бронированные вездеходы в момент превращаются в груду застрявшего посреди поля железа. А состоящая из полиуретановых сот-шестигранни­ков NPT не боится обстрелов и способна катиться даже при значительных структурных повреждениях.

Армейский Humvee — это уже почти легковушка, по сути, тот же любимый российской буржуазией Hummer. Так что навер­няка к полиуретановой гонке будет под­ключаться все больше производителей, и однажды автомобилисты смогут наконец освободить свои багажники от запасок, докаток, домкратов и ремкомплектов. Против, вероятно, будет только полиция: остановить взбесившегося водителя шипованными лентами и выстрелами по колесам станет невозможно.

Источник: журнал «Русский репортер» (№47)

Другие статьиЖ Каучуки синтетические

 
[an error occurred while processing the directive]
  • 0
  • 1
  • 2
Оперативность работы

Мы знаем цену времени и дорожим им. Оперативность в работе и своевременное информирование об изменениях дает временное преимущество и позволяет экономить время для наших партнеров. Быстро — не значит плохо. Быстро — значит профессионально!

News image
Стабильность

Качество услуг, предоставляемых нами, персонификация в общении и ориентация на особенности рабочих условий клиента, дает нашим Заказчикам уверенность в надежности компании ООО «Название компании». Благодаря этому из большинства обращающихся за нашими услугами компаний, значительная часть становится нашими постоянными партнерами.

News image
Финансовая надежность

Мы являемся компанией, которая гарантирует полную прозрачность всех финансовых операций. Компания дорожит своей репутацией «надежного партнера» и никогда не станет ей рисковать.

News image